Новое Постановление Правительства № 934 с установленными правилами признания недействительными протоколов испытаний

Публичное осуждение проекта ПП РФ № 934, посвященного алгоритму признания протоколов испытаний незаконно оформленными завершилось. С 1 июля 2021 года введены в действие для повсеместного исполнения несколько подпунктов и пунктов акта.
Напомним, что основная часть правил обязательна для соблюдения и применения уже с конца июня текущего года.

Установленные правила признания недействительными протоколов испытаний

Первостепенно правилами установлено, что принимать решение о расценивании отчетов аккредитованных лабораторий и испытательных центров нелегитимными может Федеральная служба аккредитация (ФСА, Росаккредитация), а вернее лицо управляющее работой органа на должности руководителя.

Правовой нормативный акт также определил случаи, когда протоколы испытаний продукции могут расцениваться как фиктивные. Установлено, что для вынесения таких решений должны быть веские выявленные основания.

Такую систему контроля законодательства РФ применяет впервые. Нововведенные правила позволят исключить случаи, когда для сертификации потребительских товаров используются нелегально оформленные протоколы. Именно такие строгие правила заставят заявителей на оценку соответствия с полной ответственностью подходить к выбору испытательного органа. А это, в свою очередь, поможет исключить случаи попадания на прилавки по факту непроверенных или плохо исследованных продуктов/изделий.

Другими словами, новый порядок позволит выводить из обращения товары, разрешительный документ на которые выдан на основания недействительного протокола, автоматически прекращая действие сертификата/декларации.

В каких случаях протоколы могут признаваться недействительными?

Любой документ, выданный испытательной лабораторией или центром, может расцениваться как незаконно оформленный (не имеющий легитимной значимости) в следующих случаях:

  • Отчет лаборатории составлен с нарушениями предписаний, установленных регулятором закона России в сегменте техрегулирования, аккредитации в РОСА или правом Евразийского экономического союза.
  • Протокол оформлен и выдан заявителю, а надзорный орган выявил, что по факту необходимые испытания не проводились.
  • Лаборатория осуществляет деятельность не по тому адресу, который указан в реестре аккредитованных организаций.
  • Область аккредитация не позволяет лаборатории проводить некоторые виды испытаний, но она практикует их осуществление, нарушая законодательство.
  • Действие аккредитация организации было приостановлено, но в этот период она проводила различные виды экспертиз.
  • Для обязательной оценки соответствия был использован отчет исследований, выданный неаккредитованной лабораторией.
  • Испытания, экспертизы, измерения и иные виды опытов проводились с нарушением требований международных и национальных стандартов, принятых за основу проверки.
  • Исследовательские мероприятия проводились с применением неаттестованных приборов, средств измерений без утверждения, данные о проверке которых отсутствуют.
  • Лаборатория проигнорировала решение ФСА о признании выданных ею документов недействительными и продолжила свою деятельность без соответствующей аккредитации.

Перечисленные случаи могут выявляться в ходе плановых и внеплановых проверок надзорных органов, в процессе мониторинга безопасности. Также факт нарушения может быть раскрыт в рамках мероприятий по оценке компетентности или во время проведения структурного контроля, ФЛК.

Сведения о решениях признания протоколов нелегитимными заносятся во ФГИС ФСА в течение 3 рабочих дней с момента их принятия.
Сам отчет считается утратившим законную значимость со дня его выдачи.

Теги
Статья