Штрихкодирование продукции (штрих-код)

Закажите бесплатную консультацию

Штрих-код на продукции − уникальное графическое изображение, представляющее собой чередование черных и белых полос и комбинацию различных чисел. Наносится на упаковку, ярлык товара и содержит в себе зашифрованные сведения о продукте/изделии, производителе. Контрольные цифры обеспечивают правильность считывания информации при сканировании ручным или стационарным сканером.

В предпринимательской деятельности процедура штрихкодирования практически стала стандартом. Необходимость получения штрих-кодов (далее-ШК) в РФ также может возникнуть при маркировке продукции в системе «Честный знак». Россия, в рамках государственного контроля, поэтапно переходит на обязательную маркировку всей продукции. Она подразумевает нанесение на товарную упаковку контрольно-измерительных знаков в виде электронных чипов или ШК. На данный момент под нововведение попал ряд товаров: косметика, лекарственные препараты, обувь, шины и другие.

Кому и для каких целей необходимо штрихкодирование?

Предприятиям, занимающихся обращением различных видов товаров, добровольная процедура штрихкодирования в разы облегчает учет продукции, помогает упростить товарооборот, документооборот, организовать удобную систему логистики. Упрощая сказанное: штриховое кодирование – это международная концепция, используемая в любой торговой точке во всех странах мира. Концепция упрощает процессы покупки и продажи товаров, поэтому в ее активном применении заинтересованы все участники рынка: продавцы, внутренние поставщики, импортеры, производители, покупатели.
Она позволяет:

  • ускорить процедуры снятия остатков продукции;
  • быстро отслеживать логистические сведения;
  • свести к минимуму риск простоев и задержек в отгрузках;
  • исключить погрешности при переучете;
  • обеспечить сохранность материальных ценностей;
  • автоматизировать процессы реализации товара, организовать систему фиксации времени;
  • обобщить данные о движении товара (приход, расход, остаток и т. п.);
  • оптимизировать иные рабочие процессы.

Ключевые особенности штрих-кодов

  • сочетание пробелов с черными полосами позволяет получать различные комбинации, что обеспечивает уникальность кода;
  • в штрихах и цифрах закодирована информация о стране происхождения товара, производящей компании, ассортиментном ряде, о самом изделии/продукте;
  • при помощи сканера удается считать ШК и передать всю закодированную в нем информацию на компьютер, кассовый аппарат, программно-аппаратный комплекс с фискальным регистратором, который позволяет оптимизировать торговую деятельность (при этом письменный документооборот полностью исключается);
  • программные приложения быстро обрабатывают сведения из ШК, что дает возможность без ошибок вести бухгалтерию, учет на складах, сдавать отчеты в налоговую службу.

Виды кодировки и спецификация

В России по большей части применяется 2 вида ШК: EAN13 (рассчитан на международный рынок) и ROS13 (для использования внутри страны).

Также нашли применение следующие варианты:

  • EAN-8 – для мелких товаров (жвачек, карандашей, ручек и пр.);
  • EAN14 – наносится на большую тару для транспортных перевозок;
  • EAN-128 – применим для обмена сведениями о продукции между предприятиями промышленной отрасли.

Коды регистрируются в системе EAN. Для их разработки чаще привлекают квалифицированных специалистов, которые имеют достаточный багаж знаний и опыт в этом вопросе. Это помогает предпринимателям избежать бюрократических лабиринтов, сложностей при регистрации и дальнейшем практическом применении.

От заявителя потребуется:

  • определить вид графического изображения (например, трехмерное, двухмерное);
  • выбрать идентификатор по стране происхождения (префикс).

При необходимости специалисты сторонней организации оказывают помощь и в этих вопросах.

Наиболее востребованная кодировка EAN13 состоит из 13 чисел и условно делится на 5 частей:

  1. префикс национальной организации (первые 3 числовых обозначения);
  2. регистрационный номер производящей компании (от 4-х до 6-ти последующих чисел);
  3. непосредственно код продукции (от 3-х до 5-ти цифр);
  4. число контроля (1 цифра);
  5. индикатор свободной зоны (необязательно).

Ход процедуры получения штриховых кодов

Получить ШК могут как индивидуальные предприниматели, так крупные торговые организации. Процедура включает в себя следующие последовательные этапы:

  • выбор системы штрихкодирования (формат кодировки: российская или международная);
  • подбор подходящего диапазона (стратегическим решением будет выбор диапазона с запасом на случай расширения ассортиментного ряда);
  • формирование заявки установленного формата на присвоение ШК, в которую в обязательном порядке заносятся сведения об организации, реквизиты, диапазон, товарная информация, тип упаковки и пр.;
  • получение штриховых кодов в удобном для заказчика формате и разрешении, выдача свидетельства о присвоении организации ШК в выбранной системе.

Не нашли ответа на свой вопрос? Свяжитесь с нами для получения консультации, согласования условий сотрудничества.

Категория
Иное